Loading...
+7 (985) 999-49-40
Москва, Ленинский проспект, д. 42к2
+7 (812) 509-21-09
СПБ, набережная реки Фонтанки, д. 131

Реставратор – специалист по сохранению и восстановлению.

18 Сентября 2017
Реставратор

Реставратор – специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия (произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры).

Профессиональная реставрация появилась еще в Средневековье, вместе с частными коллекциями произведений искусства. И поначалу от реставратора требовалось одно: по возможности сохранить хороший внешний вид  картины или скульптуры, чтобы она была как новенькая. Но со временем пришло понимание, что главное в предмете старины – не его функциональность и даже не красота.

Современная научная (музейная) реставрация, в отличие от простого ремонта, предполагает другой подход. Её цель – не воссоздать, а сохранить. Причем сохранить художественные или исторические особенности предмета, дух времени, в котором он появился и существовал.

Неотъемлемая часть реставрации – консервация (от лат. conservatio, сохранение). Собственно реставрация (реставрационное вмешательство) – это восстановление или восполнение утрат (сколов, разрывов, разломов и т.д.).  А консервация направлена на то, чтобы сохранить предмет как можно дольше в его текущем состоянии. Для этого могут использовать химическую обработку, регулирование влажности воздуха, выбор светового режима и др.В консервации нуждаются не только отреставрированные предметы. Например, гвозди, вынутые при раскопках из земли, могут стремительно заржаветь и разрушиться, если не принять экстренных мер.

Реставрационные действия, и консервация составляют работу реставратора. Реставраторы обычно специализируются на определённых видах предметов искусства (на живописи, книгах, скульптуре, изделиях из стекла, металла, текстиля и т.д.). Но зачастую специалистам приходится работать сообща, т.к. многие произведения включают в себя разнообразные материалы.

Каждый предмет требует особого подхода. Поэтому перед началом реставрационных работ всегда проводятся исследования. С их помощью определяют степень повреждения, материалы, из которых предмет сделан, рассматривают следы былых реставрационных работ.

При этом реставраторы стараются обойтись наименьшим вмешательством. По возможности они используют неразрушающие методы исследования. Например, рентген или Рамановскую спектрометрию, которая может определить состав вещества очень быстро и бесконтактно, т.е. без взятия пробы.

Затем реставратор (или команда реставраторов) выбирает способы реставрации. Предпочтение отдаётся таким методам, которые не  влекут за собой необратимых изменений (принцип обратимости вмешательства). Намечая стратегию реставрации, специалист консультируется с историками, искусствоведами, археологами, химиками, физиками и др. экспертами.

Драма российской реставрации.

В российском обществе нет настоящего понимания, что же такое реставрация, что такое историческая ценность и для чего нужны исторические памятники. Отцы российских городов не понимают,  для чего нужно беречь здание XVIII века, если его можно снести, а на его месте построить «такое же», только из современных материалов. А если здание сохраняется, то в нём чаще всего проводится варварский ремонт и уничтожаются последние следы былой красоты. Такое бестрепетное отношение к прошлому – свойство не только власть имущих или коварных застройщиков. Разницы между подлинником и имитацией не видят очень многие.

Поэтому в России реставрация как явление культуры находится в плачевном положении. А положение самих памятников старины трагично.

 Научную реставрацию нельзя путать с поновлением, когда предмету любыми способами возвращается «первозданный вид». Если потускневшую или обветшавшую картину известного мастера при каждой реставрации подрисовывать свежими красочными мазками, первоначальная живопись со временем окажется под слоем так называемой записи. В этом случае настоящая картина становится никому не видна – её вытесняет работа поновителя, который, в меру своего вкуса может «улучшить» цвета, удалить «лишние» детали» и т.д.

Научный реставратор не занимается подделкой, он действует как историк. Например, если невозможно вернуть на место отслоившийся фрагмент живописи, реставратор может его восполнить – тонировать место выпавшего фрагмента. В результате посетитель картинной галереи увидит перед собой именно подлинную работу, а не имитацию.  При этом он чётко будет видеть следы утрат.

Помимо научной реставрации существует реставрация коммерческая.  Её главная задача – придать произведению товарный вид, вернуть предмету функциональность.

Например, коммерческая реставрация антикварной мебели в первую очередь учитывает пожелания заказчика, который обычно стремится не просто хранить в доме старинные вещи, но и пользоваться ими. В антикварном кресле он намерен сидеть, а значит, оно должно быть достаточно крепким. Реставратор может укрепить каркас, сменить обивку, обновить лак и пр. Эти действия по восстановлению мебели можно смело назвать ремонтом. Однако коммерческим реставраторам также доводится работать с действительно ценными предметами, а они требуют высокопрофессионального подхода.

Суть отличия музейной реставрации от коммерческой – сам подход. Предметы, которые коммерческая реставрация рассматривает как антикварный товар, научная рассматривает как культурное наследие.

Каждый реставратор должен обладать качествами.

Трепетное отношение к  предметам  ушедших эпох, склонность к ручному труду, интерес к изобразительному и прикладному искусству, усидчивость, аккуратность, умение концентрировать внимание.

Реставратор это профессионал, который склонен к постоянной учёбе, освоению всё новых и новых техник.

Знания и навыки.

Реставратору необходимо знать реставрационные материалы и техники. Также надо знать и уметь пользоваться техниками, применявшимися при изготовления памятника, над которым он работает. Поэтому логично, что в реставрацию предметов искусства часто приходят дипломированные художники.

Реставратор постоянно пополняет свои знания. Для этого он проходит стажировки, посещает семинары и конференции. Для чтения профессиональной литературы нужно знать хотя бы один иностранный язык.